вторник, 24 сентября 2019 г.

АРХИВ. БИТВА ЗА ЧЕСТЬ, 20.06.2010 г., Семилетка 28 мм.


По просьбе участников сражения выкладываю отчёт Хофкригсрата о сражении 20.06.10 (Семилетка, 28 мм)

БИТВА ЗА ЧЕСТЬ
(или Битва у Ноендорфа)
(20.10.2010 г.)

(противостояние очередному разделу наследственных владений
 ЕГО Императорского и Королевского Величества)

    Первые лучи восходящего солнца озарили не только веселящую пестроту зелени, посыпанной жемчужинами росы, но и усатую полупьяную морду, окутанную свисающими косищами фрейхера Ладислава фон Цент-Керести, который склонился над трудно просыпающимся Карлом Лотарингским: «Экселенс! ОНИ за Ноендорфом». Доклад командира гусарского полка означал, что предстоящий день обещает быть превесёленьким.
    Колонны имперских войск начали выдвигаться на огромное поле, раскинувшееся за Ноендорфом. Проезжая по улицам городка, эрцгерцог не обратил внимания на весёленький бардачок, учинённый пандурской сволочью, два батальона которых находились в составе армии: разрушенные кабаки, сожжённые притоны, ограбленные бюргеры, изнасилованные красавицы. Бывает!
    Эрцгерцог, сопровождаемый драгунами Кайзера, вырвался вперёд своих войск и с ходу залетел на одинокий холм, парящий над безмятежной дорогой. Осмотрев огромное плато, лежащее у его ног, и противника разворачивающего на противоположном конце, он сразу оценил ситуацию и принял план предстоящего боя.

Замысел сражения.

    Армия делилась на четыре части: 1, 2, 3 пехотные бригады и кавалерийский резерв. Справа, заняв Ноендорф, занимает позиции третья бригада. В центре, на холме разворачивается батарея 12-фунтовых орудий, которая становится осью поворота армии левым плечом. Слева должны занять позицию основные силы армии: 1-я и 2-я пехотные бригады и кавалерия. Суть плана заключалась в том, что бы левым крылом опрокинуть слабые силы противника на его правом фланге и далее став фронтом поперёк поля двигаться вправо, как бы сворачивая в трубочку силы противника. Основной удар наносился 1-й бригадой, расположенной в центре войск. Точнее, справа левого фланга армии. Вторая бригада с приданной мобильной 3-х фунтовой батареей, расправившись с правым флангом врага, должна была поддержать 1-ю бригаду и, разметав в щепки центр врага, зажать остатки супостата к его левому флангу. Кавалерия прикрывает левый фланг армии и поддерживает общее наступление. 3-я бригада, удерживая Ноендорф и весь правый фланг, становится точкой схождения векторов атаки 1-й и 2-й бригад с кавалерией. На начало битвы приказы: 1-й бригаде – «войти в соприкосновение»; 2-й бригаде – «войти в соприкосновение»; 3-й бригаде – «держать позицию»; кавалерии – «поддержка». С учётом развития событий, приказы не менялись в течении всей битвы. Инициатива частных генералов не проявлялась.



Войска Империи

Главнокомандующий – генерал-фельдцугмейстер, эрцгерцог Карл Лотарингский (одержал 6 побед, 1 успешный бой, потерпел 3 поражения, имеет 5 наград)
При штабе дежурный генерал – генерал-майор Зухлен А., командир саксонцев (участник 7 битв, имеет 1 награду).
Заместитель ГК, одновременно командир 1-й бригады – фельдмаршал-лейтенант, граф Нейперг Р.В. (выиграл 1 битву, провёл 1 успешный бой, пережил 1 поражение, участвовал ещё в 8 битвах, имеет 1 награду)
1-я бригада:
·        Гренадёрский батальон – подполковник Шерзен (батальон дрался в 10 сражениях)
·        Полк Кайзера (1 бат.) – полковник, граф Кёнигсегг К.Б. (полк дрался в 13 битвах). Один из лучших полков армии. Эти ветераны, по истине являются гордостью Империи.
·        Полк Бота-д Адорно (1 бат.) – полковник, риттер Кхевенхюллер Ф.В. (дрался в 9 сражениях)
·        Полк Сальм-Сальм (1 бат.) – полковник Феррари О.Т. (в зачёте 8 битв)
·        Пандурский батальон Карлштадт-Ликанер – подполковник, маркиз Белькреди Г. (проявился в 1 сражении)
·        1-й, 2-й эскадроны гусар – командир гусар (1-4 эск.) полковник, фрейхер Л. фон Цент-Керести (полк дрался в 12 битвах!)
2-я бригада – командир генерал-фельдвахтмейстер Лаудон Э.Г. (самостоятельно одержал 1 победу, участвовал частным генералом в 6 сражениях, имеет 1 награду)
·        Полк Вейд-Рункеля (1 бат.) – полковник, фрейхер Гемминген О.М. (полк поддержал славу Династии в 9 битвах). Ветераны трона.
·        Полк Рота (1 бат.) – полковник, фрейхер фон Хагенбах Г.К. Полк дрался в 10 битвах.
·        Саксонский полк du Cail – полковник фон Димар Л.Л. (полк дрался в 8 битвах)
·        3-й, 4-й эскадроны гусар
·        3-х фунтовая батарея (12 орудий)
3-я бригада – генерал-фельдвахтмейстер Форгач Н. (участник 11 битв, имеет 1 награду).
При штабе 3-й бригады – полковник Прейсах Т., командир венгров и Инхабер полка.
·        Венгерский полк Прейсах (1 бат.) – подполковник, князь Эстерхази Й. (полк дрался в 9 сражениях)
·        Венгерский полк Эстерхази Д. (1 бат.) – полковник Гергей М. (полк дрался в 9 сражениях)
·        Саксонский полк Саксен-Вейссенфельс – полковник фон Юнкберг Ф.А. (полк участник 8 битв)
·         Пандурский батальон Карлштадт-Скуньский – подполковник И. Кендьель (участник 1 боя).
·        Драгунский Лихтенштейна полк – полковник, князь Лихтенштейн Г.Ю. (бился в 11 сражениях)
·        6-и фунтовая батарея (12 орудий)
Кавалерия армии – командующий фельдмаршал-лейтенант Надасти О.Н. (одержал 4 победы и ещё участник 10 битв, имеет 1 награду).
·        Кирасирский принца Эммануила Португальского полк – командир полковник, фрейхер Г. фон Шмерцинг (полк дрался в 8 битвах). Ветераны Империи.
·        Драгунский Кайзера полк – командир полковник, фрейхер Ностиц Б.А., кавалер двух наград (в том числе Рыцарский Крест Военного Ордена Марии Терезии). Полк элита имперской армии. Гордость Династии. Покрыл себя славой в 10 битвах. За свою историю захватил 11 орудий, 467 пленных и т.д.
Отдельно – 12-и фунтовая батарея в центре позиции (12 орудий).
Итого в армии: 12 батальонов, 19 эскадронов, 3 батареи – 14.320 чел, 36 орудий.
    Противник, французы и пруссаки (последние – рота егерей, кавалерийский полк и батарея) разворачивались, казалось бы, в полном соответствии с замыслом эрцгерцога. Он сместил свои семь батальонов к своему левому флангу, оставив в центре всего 5 батальонов. Одна батарея в центре, другая на крайнем левом фланге (справа войск Империи). Там же один кавалерийский полк (5 эск.). Какую-то угрозу, с точки зрения Имперского главкома, представляли далеко слева (на крайнем правом фланге врага) пять полков кавалерии (25 эскадронов!!!). Как потом выяснилось, большая часть кавалерии и почти вся пехота были гвардией и элитой Франции (где только набрали?!!). Всего: 12 батальонов элиты, 30 эскадронов (большая часть элиты), две батареи.
    Как говориться, эрцгерцог предполагает, а господь бог располагает!

Ситуация на правом фланге

    Бригада Форгача (3-я) тянувшаяся в конце армии, при разворачивании, с большим удовольствием заняла Ноендорф, особенно радовался батальон пандуров Карштадт-Скуньский, засевший в кварталах городка. Под конец битвы их еле-еле нашли в уже ранее разорённых кабаках и притонах. Собственно, это и была их победа в этой битве – тысячи выпитых бутылок. Венгерский Прейсаха расположился справа городка, полк Эстерхази – слева. Там же встала и 6-и фунтовая батарея, державшая под прицелом весь левый фланг врага. Сзади них встали драгуны Лихтенштейна. Сзади полка Прейсах встал в линию саксонский полк Саксен-Вейссенфельс. За всё время битвы, бригада, ждавшая подхода основных сил, так и не приняла участия в схватке. Всё ограничилось перестрелкой батарей на дальних дистанциях. Венгерский полк Прейсаха, простояв всё время в резерве, и не сделав ни одного выстрела, потерял 160 человек! 6-фунтовая батарея резвилась, обстреливая далёкие-далёкие линии врага. Постепенно, ближе к вечеру, вся бригада как-то оказалась в городе. Форгач продул в карты Т. Прейсаху 150 флоринов, меховую шапку и золотую табакерку. Прейсах был обвинён в шулерстве, Форгач получил по лицу. Дуэль сошла в ничью.

Битва на левом фланге

    Эрнст Гидеон радовался жизни. В бой! В бой!! Но не успела ещё бригада развернуться в боевой порядок, как слева из-за холма вылета орда французской кавалерии. С гиком и воплями «Король и лилии!» они стремительно неслись на доблестную имперскую пехоту. Лаудон опешил, но не растерялся. Как на параде полки Рота и саксонский du Cail свернулись в каре, батарея развернулась по направлению «турок» из Франции. Полк Вейд-Рункель продвинулся в линии чуть дальше. Опыт подсказывает, что для построенной пехоты массы кавалерии как жужжание комара – шумно, но не больно. План эрцгерцога претворялся в жизнь. Как вдруг, из-за  спины бригады навстречу французам вылетела кавалерия Империи под командованием доблестного Надасти. Он буквально понял приказ «поддержать» и  вылетел на выручку своей пехоты. Лучше бы он стоял сзади, прикрывшись пехотой. Тем не менее, это была элита Империи. Драгунский Кайзера с ходу врубается в элитных кирасиров Франции и останавливает их. Имперские кирасиры одним ударом отбрасывают своего врага и отходят за свои линии. Полковник Ностиц, этот рыцарь Династии, своим примером воодушевлял своих зелёных драгун и они проявляли чудеса доблести и отваги. Французы в панике. Им на помощь бросается ещё какая-то элита и уже десять эскадронов пытаются  смять лучших драгун галактики! Фиг вам!!! Кайзеринцы опрокидывают всю эту массу и воодушевлённые победой преследуют врага! Лаудон понимает, что замысел боя рушится и решает поддержать кавалерию своими двумя эскадронами гусаров, бросая их во фланг атакующей вражеской кавалерии. Гусары вырываются и широким манёвром заходят во фланг врага, но напарываются на вспаханное поле. Темп атаки падает, строй распался. Еле-еле гусары вырываются из этой западни и начинают приводить себя в порядок.  В это время противник, воспользовавшись этой паузой, и в свою очередь атакует гусар. Пять эскадронов элитной тяжёлой кавалерии атаковали два эскадрона гусар. Гусаров отыскали на пятый день где-то далеко в тылу.
    И у героев есть предел человеческих возможностей. Выдержав бой с десятью элитными эскадронами, драгуны Кайзера отошли к своей пехоте. Имперские кирасиры выдержали ещё два боя и начали отходить к своей пехоте. Появление приведших себя в порядок французских кавалеристов, заставило кавалерию Надасти покинуть поле боя. Французский полк, опрокинувший гусар, вылетел на 3-х фунтовую батарею и разметал её. Пехота Лаудона осталась одна, но какая это пехота!!!

Бой батальона полка Рота

    Полк Рота под командованием фрейхера фон Хагенбаха Г.К. в начале сражения занимал крайний левый фланг армии, и этим самым была определена его судьба. При появлении огромных туч французской кавалерии, полк свернулся в каре и до конца битвы действовал в этом строю. Полк в течении всей кавалерийской битвы постоянно поддерживал своих героев огнём и манёвром. Каре постоянно перемещалось то вперёд, то назад, то вправо, то влево, паля во все стороны. Тучи пыли поднятой массами кавалерии, и клубы порохового дыма закрыли солнце. Белые мундиры Империи стали тёмно-серыми. Никого и ничего не видно. Вдруг затишье. Клубы дыма и пыли стали оседать, открывая солнце и… массы вражеской кавалерии готовые атаковать одинокое каре полка Рота. Кони и сталь четырёх (!) полков кавалерии приготовились к атаке. Никто не предлагал сдаваться, никто и не думал сдаваться! И вот он – стальной шторм. Завертелось, закрутилось! Тысячи коней, тысячи молний стальных клинков, ржание, вопли, пальба. Противник набрасывался и откатывался, набрасывался и откатывался. Фон Хагенбах, стоя в середине каре, размахивая шпагой орал в порыве экстаза: «За Империю! За Империю!» Пехота дралась как львы. Триста спартанцев отдыхают! Враг неизменно получал по полной и откатывался. Вслед отступающей кавалерии неизменно раздавалось: «У-у-у! Franzosiche Schweinen!» Полк Рота выдержал Шесть атак кавалерии (!!!) и этим самым спас фланг и всю армию. За этот подвиг полковник, фрейхер фон Хагенбах Г.К. представлен к Рыцарскому Кресту Военного Ордена Марии Терезии.

Завершение боя на левом фланге

    В то время как каре Рота сдерживало пыл французской кавалерии, полк Вейд-Рункеля продвинулся вперёд. Генерал-фельдвахтмейстер Лаудон понял, что никакого удара в центр уже не последует и остановил их, приказав ждать атаки кавалерии.  Саксонский полк du Cail, стоявший в тылу бригады, то сворачивался в каре, то вытягивался в линию, в зависимости от ситуации на поле боя. Вдруг из-за холма на левом фланге вынырнула непонятная кавалерия врага. Как потом выяснилось, это были дезертиры империи, сформировавшие на службе лягушатников гусарский полк. Достаточно было одного удара ветеранов Вейд-Рункеля, что бы их сдуло. На этом участие полка Вейд-Рункеля завершилось. Саксонский же полк du Cail вообще не сделал ни одного выстрела за весь бой. К вечеру, победоносная и не сломленная бригада Лаудона отошла к своему центру.

Битва в центре

    Фельдмаршал-лейтенант, граф Нейперг Р.В. начал свою игру точно в соответствии с планами своего командования. Гренадёры и полк Кайзера  в первой линии, полки Бота-д Адорно и Сальм-Сальм – во второй линии. Два эскадрона гусаров прикрывали левый фланг. Бой барабанов, шелест знамён, ровные линии пехоты восхищали зрителей данного представления. Но вот, к Нейпергу подлетает адъютант К. Лотарингского и с воплями: «Не туда! Не туда!» получает свою пулю в сердце. Фельдмаршал-лейтенант недоумённо брызнул слюной и продолжал свой марш к славе. Разгадка воплей раскрылась уже очень скоро. На векторе атаки бригады выросли (ну надо же?!) два препятствия: справа лес, слева деревушка, и между ними ну никак не развернуть силы бригады. Гренадёры Шерзена перестраиваются в колонну и втягиваются в дефиле. Полк Кайзера берёт вправо и останавливается за лесом в готовности к атаке в соответствии с общим планом. Впереди бригады густой цепью вывалились пандуры маркиза Белькреди и открыли огонь по линиям французов. Нейперг наконец соображает, что дефиле надо обходить и приказывает полку Бота-д Адорно обойти деревушку слева. Полк Сальм-Сальм перестраивается в колонну и движется за гренадёрами в дефиле. Французы уже стояли в ровных линиях в готовности к отражению удара Империи. Гренадёры, как на плацу Шённбрюна, вышли из дефиле и под огнём французов развернулись в линию. У французов не выдерживают нервы и вопреки приказу «держать позицию» атакуют гренадёров. На имперцев наваливаются элитные гренадёры и сама Королевская гвардия, всего два батальона. Люди Шерзена поддержали честь Империи и отбив атаку французов отошли назад. Одновременно с боем пехоты на правый фланг французской пехоты вылетели два эскадрона имперских гусаров. Они так и не смогли дойти до их линий. Залп французской элиты отбросил их назад, и на этом их участие в битве завершилось. В это время батальон Бота-д Адорно вышел из-за деревеньки и, лихо вытянув свою линию, открыл убийственный огонь по врагу. В это время шальная пуля ударяет в голову Нейпергу, и прорыв кровавую борозду в виске генерала улетает далее. Ей Богу! Если бы не деревянная голова военного, было бы хуже! «Вы ранены?!», - засуетились адьютанты. Заливаясь кровью, прикрыв рукой рану, Нейперг хрипит: «Рана не здесь, а там!», - и указывает на отступающих гренадёров. Но положение стабилизирует полк Салм-Сальм, вышедший на ристалище крови. Вытянув линию, он совместно с пандурами открывает убийственный огонь по французам. Элитная пехота Франции дрогнула и отошла за вторую линию боевых порядков. Перевязанный Нейперг решил, что наступил критический момент и, подлетев к полку Бота-д Адорно заорал: «Вперёд  дети мои! Вперёд!» Нейперг и полк бросаются в рукопашный бой на очередную французскую элиту. Конь фельдмаршал-лейтенанта врывается в ряды французов и сотни штыков впиваются в мягкую плоть бедного коня. Нейперг получает свою порцию штыка, который разорвал его левую руку. Граф падает, полк деморализуется и наступает восторг кровавой резни белых французских мундиров. Полк Бота-д Адорно теряет 480 человек, из 960. Вокруг знамени разгорается страшная битва. Десятки искорёженных французских трупов покрыли землю вокруг знамени полка, но смертельно раненый фенрих падает и знамя доблестного полка достаётся врагу. Полк отходит, но не бежит! Двое здоровенных солдат оттаскивают окровавленного Нейперга, который судорожно хрипит: «Куда?! Куда?!» Полк Салм-Сальм и пандуры дружной пальбой продолжают удерживать остальные линии врага. Французы устояли, мать их!
    Солнце клонилось к вечеру. Граф Нейперг в изодранном и бардовом от крови мундире, с перевязанной головой и с рукой на окровавленной подвязке, но со шпагой в правой руке, подъехал к эрцгерцогу Карлу. «Экселенс! Я не смог их опрокинуть», - только и произнёс доблестный воин. Лотарингский задумчиво, водя тростью по земле, ответил: «Это ничего. Это ничего!» Ночь прервала кровавую потеху.

Итоги битвы

    Французы устояли. Их масса кавалерии, на правом фланге опрокинув имперскую кавалерию, не смогла развить успех, наткнувшись на пехоту.
    Имперский удар в центре, без поддержки левого фланга и, не правильно избрав вектор атаки через дефиле леса и деревни, не привёл к успеху.
    При этом французы задействовали все свои силы в центре и на своём правом фланге (пехоту и кавалерию). Мало того, в самый напряжённый для них момент, они ещё  и перебросили батальон со своего левого фланга. У имперцев слева и в центре вообще не принял участия и остался свежим один батальон и практически без потерь два батальона ветеранов – Кайзера и Вейд-Рункеля.
    Батареи противников, стоявшие в центре, практически остались не у дел. Имперская палила по вражеской батарее и по пехоте, которая шла на усиления атакованных частей. Французская пыталась пробить лес и достать полк Кайзера, и только в конце боя дала пару залпов по имперской батарее.
    Империя потеряла 3.600 человек (25,1 % состава), 12 орудий и знамя. Французы, а кто их считал?!

P.S.
«Тяни, тяни. У сука, не лезут!» В сгущающихся сумерках два мародёра стаскивают сапоги с убитого товарища.


Литературная обработка отчёта:
Президент Хофкригсрата
Фрейхер фон Либестул, фюрст зу Вохнунг.












Комментариев нет:

Отправить комментарий