вторник, 24 сентября 2019 г.

АРХИВ. БИТВА УПУЩЕННЫХ НАДЕЖД, 17.10.2010 г. Семилетка 28 мм.


БИТВА УПУЩЕННЫХ НАДЕЖД
(17.10.2010 г.)
(Семилетка 28 мм)

Фотки пропали

    Вот она надежда!
    Наконец то оформился мощнейший союз ведущих держав Европы против зарвавшихся пруссаков. Священная Римская империя, Франция и Россия заключили сердечное соглашение о совместном походе за честью и славой! Австрия брала на себя основные усилия по созданию коалиции, Франция и Россия должны были выставить по одной бригаде. Но, но…
     Франция в последний момент решила, что это не их война и свалилась в решения своих внутренних проблем. И только верная интересам дома Габсбургов Россия выполнила свои обязательства и прислала бригаду (слава богу, без казаков, а то бы не избежать грабежа мирных обывателей австрийских земель).
     Северные сконские варвары, очевидно отправившись на экскурсию в Сан-Суси, заблудились и в числе одной бригады оказались в составе прусских войск. Итак, оформились два противостоящих союза: австро-русский и прусско-шведский.
     Как бы то не было, дружные австро-русские войска двинулись на Берлин, но уже вблизи границ, у города №, напоролись на основные силы врага. Генерал-фельдцугмейстер, эрцгерцог Карл Лотарингский, командующий союзными войсками, обозрев поле боя, решил… отложить атаку врага на завтра и отправился на день рождения  к местной помещице Е.А. Как говорится, чем лучше вечером, тем хуже утром. Экселенс нажрался, получив массу удовольствий, но труба зовёт.
     День кровавого ристалища начался – эрцгерцог изблевал всю округу главной квартиры. Русский командующий князь Долгорукий В.М. только и смог сделать глубокомысленный вывод: «Сука австрийская!»
     Союзники медленно разворачивались на огромном поле, которое представляло из себя цепь обширных, но не высоких холмов вдоль всего поля – справа на лево. На горизонте развалился городок № , ощетинившийся каменными строениями занятых прусской пехотой. Между домами разместились две прусские батареи. Только шведская бригада осмелилась и вылезла на один из холмов (слева относительно австрийцев). Между холмами живописно были разбросаны деревеньки и перелески. Справа «шведского» холма растеклось вонючее болото, но оно, в принципе, не мешало бою. Далеко слева нависала гуннскакя орда из 6 (!) полков прусской кавалерии - кирасиры, драгуны, гусары. Быстро протрезвевший от увиденного, экселенс распределил войска и отдал первые приказы.



Состав союзных войск.
Главнокомандующий союзными войсками – генерал-фельдцугмейстер, эрцгерцог Карл Лотарингский.
Представитель Хофкригсрата и генерал-квартирмейстер – генерал-фельдвахтмейстер Хакен
Австрийские войска – фельдмаршал-лейтенант, принц Баден-Дурлах
1-я ветеранская бригада - генерал-фельдвахтмейстер, граф Лаудон ( центре справа)
      Полки: Кайзера, Вейд-Рункеля, Мольтке (по 1 батальону)
                    1-й гренадёрский батальон, пандуры Ликанер
                    6-фунтовая батарея (12 орудий)
2-я бригада - генерал-фельдвахтмейстер Лёвенштерн (в центре слева, перед «шведским» холмом)
      Полки: Рот, Сальм-Сальм, Бота д Адорно, Лотарингский (по 1 батальону);
                   2-й гренадёрский батальон, пандуры Скуньский.
                   12-фунтовая батарея (12 орудий)
3-я бригада - генерал-фельдвахтмейстер Форгач (правый фланг армии)
      Полки: венгерские Прейсах и Эстерхази, Дойчмейстер (по 1 батальону);
                   3-й венгерский гренадёрский батальон
                   3-фунтовая батарея (12 орудий)
1-я кавалерийская бригада - генерал-фельдвахтмейстер, герцог Аремберг (крайний левый фланг)
      Полки: Эмиля Португальского и Альт-Модена кирасирские,
                   Баттиани драгунский.
2-я кавалерийская бригада - генерал-фельдвахтмейстер, князь Лихтенштейн (крайний правый фланг)
      Полки: Лихтенштейна и Савойский драгунские.
Русские войска – генерал-майор, князь Долгорукий В.М. (левый фланг)
      Полки: Апшеронский и N (по два батальона)
                   6-фунтовая батарея
Всего войск: австрийцев – 18.720 чел., 36 орудий; русских – 3.040 чел., 12 орудий. Итого: 21.760 человек, 42 орудия.
Замысел боя.
1.     В центре и справа втянуться в огневой бой с пруссаками сидящими в городе, заставив их или выйти в поле, или вынудить их покинуть город. Атак не предусматривалось, соответственно приказ 1-й и 3-й бригадам «Войти в соприкосновение»
2.     2-й бригаде следовало огнём разметать шведов и зайти пруссакам во фланг. Первичный приказ «Войти в соприкосновение»
3.     1-й кавалерийской бригаде – прикрывать левый фланг русских и вообще весь левый фланг. Первичный приказ «Поддержать русскую бригаду».
4.     2-й кавалерийской бригаде – прикрыть правый фланг и поддержать 3-ю бригаду. Им приказ «Поддержать 3-ю бригаду».
5.     Русским занять позицию и встать в жёсткую оборону и закрыть все угрозы с левого фланга. Приказ русским «Держать оборону».

Начало битвы.

    Если никто никогда не видел глаз с петровский пятак, то надо было посмотреть на генерала Долгорукого, когда он узрел массы прусской кавалерии против себя: «Етить его!», - очевидно имея в виду австрийского главнокомандующего. «По-моему, нас заклали на жертвоприношение!», - подъехав к генералу и поправляя шикарный парик, произнёс командир апшеронцев полковник Б. фон Гиршейд.
     Но, как бы то ни было, армия пошла в бой. Австрийские бригады как на параде двинулись вперёд. И первая же неудача – шведы успели занять холм соей пехотой и батареей и, соответственно, любой выходящий на него получал бы полную порцию стального гороха. Полк Сальм-Сальм спрятался в мёртвую зону у вершины холма. Командир полка фрейхер Феррари мысленно послав всех к их матери так в течении всего боя и не высунулся из данного укрытия. Полк Ботта д Адорно шустро выскочив слева холма, и, нарвавшись на ливень ядер, устоял. Полк Рота и 2-й гренадёрский в колоннах ломанулись мимо болота прямо на пруссаков, боязливо спрятавшихся за каменными стенами. 12-фунтовая батарея сначала застряв сзади, а потом не найдя себе места нарвалась на залпы сконцев и, практически, вышла из строя. Величие и гордость Империи, 1-я бригада, ровными рядами накатывалась на город – впереди полки Мольтке и Вейд-Рункеля. 3-я бригада, заворачивая правым плечом, грозно надвигалась на город. Кавалерия Лихтенштейна, пройдя какое то расстояние, встала – их доблестным палашам не было работы! Вся вражеская пехота спряталась в домах!

Битва левого фланга.

     Пока массы австрийцев красуясь дефилировали к городу, слева всё нарастая надвигался кавалерийский торнадо. Пять вражеских  полков кирасиров и драгун сломя голову набросились на три австрийских полка 1-й бригады. Грохот, лязг, ржание и дикие вопли раненых и умирающих – драгунский полк Баттиани отступает, кирасиры Альт-Модены, для которых это была первая битва, отступает. В полку Баттиани убит командир 1-го эскадрона Михаэль Меласс. Ветераны Династии, кирасирский Э. Португальского опрокидывает своего врага. Выстояв ещё какое то время, он тоже отходит. В этой битве погибли командир 4-го эскадрона граф Максимилиан Ауерсперг и командир 5-го эскадрона принц Фридрих Август фон Нассау-Усинген. Здесь же был потерян цветной штандарт доблестного полка.  Русские в шоке. Это чё, теперь всё на нас?! Посыльные Долгорукого один за другим посыпались на Лотарингского – всё пропало, фланг снимают, мы не устоим, что нам делать, может отойти ??? Доведённый до бешенства, эрцгерцог заорал: «Стоять! Стоять на смерть!! Отойти значит отступить!!!» И русские стояли. Первый батальон N полка отстрелив драгунский полк, сам попал под удар и после непродолжительного боя был истреблён. Второй батальон полка N, свернувшись в каре, и выдержав несколько атак, но обескровленный и уставший, всё-таки, так же был истреблён. Первый батальон Апшеронского полка под командованием командира полка фон Гиршейда стоял на смерть. Батальон, стоя по колено в крови, выдержал шесть (!) атак кавалерии и не дрогнул. Генерал-майор, князь Долгорукий В.М. истерично орал: «Братушки, братушки! За матушку нашу Елизавету Петровну! Умрём! Не посрамим!» И не посрамили. Русская батарея палила во все стороны – по кавалерии, по вражеской батарее и опять кавалерии. Красные мундиры от гари и пороха превратились в чёрный траурный наряд по пруссакам.
     Эрцгерцог Карл, как бы между прочим поинтересовался: «А что русские ещё стоят?» «Стоят Экселенс!» - последовал ответ. «Тогда отправьте этих бездельников им на помощь» - махнув в сторону 2-й кавалерийской бригады отдал приказ ГК. Уточним, приказ был таков «Атаковать вражескую кавалерию на левом фланге». Бригада Лихтенштейна, широкой дугой двинулась через всё поле на помощь русским.

Приступ города.

     В это время австрийские бригады надвигались на город. Ветераны пройдя обширный холм выскочили на стволы 12-фунтовой прусской батареи, и как вкопанная встала. Впереди идущий полк Вейд-Рункеля, простояв и не сделав ни одного выстрела, потерял 480 человек. Полковник – каменная стена, фрейхер фон Гемминген, отошёл назад только по приказу командира бригады Лаудона. Полк Вейд-Рункель, величие и доблесть Империи поддержал свою славу. Полк Мольтке, шедший слева, вытянув линию, так же встал как вкопанный и, потеряв 480 человек, не тронулся с места. Ядра летали тучей как москиты в тундре. Под Лаудоном убило лошадь. Шальное ядро с треском размозжило голову адьютанту графа, забрызгав последнего кровью и мозгами. Генарл-фельдвахтмейстер, граф Лаудон, невозмутиво стряхивая с себя содержимое головы адьютанта, брезгливо произнёс: «Не думал что у него столько мозгов!» 6-фунтовая батарея вступила в неравный поединок с 12-фунтовым врагом.
    3-я бригада, идя по дуге, наваливалась на город справа. Артиллерии врага здесь не было, а поэтому батальоны вплотную подходили к городу и вступали в огневой бой с врагом, засевшим в домах. Но против лома нет приёма если нет побольше лома. Разбив все окна, двери, штакетники, меняясь позициями, но не нанеся серьёзного урона врагу, полки Форгача откатились назад. Бригадная 3-фунтовая батарея мало чем помогла, но сама не выдержав бой с 6-фунтовой батареей, засевшей в городе, отступила.
     Казалось, 2-й бригаде уже ничего не светит. Зажатая между болотом и шведской батареей она потеряла темп наступления и окончательно встала. Но в это время, ну надо же, на полк Ботта д Адорно вылетел элитный гусарский прусский полк во главе с самим Цитеном! Полковник, риттер Кхевенхюллер-Метч не удосужился не то что испугаться, а даже перестроиться в каре. Полк, хладнокровно подпустив шальных гусар на кинжальную дистанцию, дал смертельный залп из мушкетов и полковых пушек. Стоявший сбоку на холме полк Сальм-Сальм, поддержал данную инициативу и добавил свою порцию стальной похлёбки. Прусские гусары, потеряв половину состава, исчезли с поля боя. В дальнейшем им показалось этого мало и они ещё раз подошли к доблестным австрийцам, но отстрелянные полком Лотарингского исчезли навсегда. После этого полк Ботта отошёл во вторую линию. Его место занял полк К. Лотарингского, но в это время шведы начали заниматься тем, о чём настоящие мужчины никогда не признаются, и полк почти не пострадал.
     Полк Рота и 2-й гренадёрский так же как 1-я и 3-я бригады, уткнувшись в каменные строения, облепленные пруссаками, отошли назад.
     В эти минуты чёрный ангел смерти настиг героя Империи. Сражённый в сердце погиб командир полка Рота полковник, кавалер Рыцарского ордена Марии Терезии Георг Карл фон Хагенбах.

Пруссаки и шведы наступают.

      Карл Лотарингский уже собирался отправиться на ужин, как новая весть ошарашила весь штаб. Пруссаки  выходят из города, а шведы пошли в атаку! В это сначала никто не поверил, но факт остаётся фактом.
     Два шведских батальона навалились на полк Лотаринского и после двух упорных раунда смогли наконец его одолеть. Австрийцы, потеряв 400 человек и батальонное знамя, отступили. Но и шведы выдохлись и встали. Третий шведский батальон набросился на потрёпанный 2-й гренадёрский батальон. Гренадёры не устояли и отступили. Шведы, получив достойный отпор, так же стали как вкопанные. Два прусских батальона резво навалились на измученный артиллерийским огнём полк Мольтке. Ветераны поддержали свою честь! Выдержав удар двух свежих прусских батальона, он гордо отступил, но не бежал! Полковник, фрейхер фон Мольтке в этом деле был ранен, но не покинул рядов своего полка!
     Генерал-фельдцугмейстер Карл Лотарингский, понимая, что он близок к разгрому взмолился: «Боже дай нам ночь или французов!» Принц Генрих Прусский, командующий левым флангом пруссаков, решил проявить инициативу и вопреки приказу атаковать противостоящую ему 3-ю австрийскую бригаду. Но доблестные пруссаки, узнав, что им предстоит выйти из укрытий, запаниковали и не двинулись с места. Принц Генрих в отчаянии. Фридрих уже даже признал поражение, но успех шведов его взбодрил.
     Бригада Лихтенштейна наконец добралась до кровавой жатвы и набросилась на потрёпанную прусскую кавалерию. Князь Долгорукий, увидев летящих вперёд австрийцев, устало присел на барабан и: «Они всё таки пришли…» Грязь и кровь катились по когда то зелёному мундиру.
     Ночь одерживала верх над всеми армиями. Войска разошлись. Карл Лихтенштейн решил отступить.
Итоги
1.     Союзники устояли на поле боя, но не взяли город.
2.     На конец боя австрийская армия имела три абсолютно свежих батальона (два ветеранских), свежий ветеранский драгунский полк.
3.     В линии так же остались два полка с относительно малыми потерями (120 и 160 человек).
4.     Ни один полк не бежал, в том числе сильно пострадавший Лотарингский.
5.     С поля боя исчезли два пандурских батальона, и две батареи.
6.     Были разбиты полки 1-й кавалерийской бригады.
Потери: австрийцы – 6.240 (33,3 %), русские – 1.640 (53,9 %); всего – 7.880 человек, что составило 36,2 % от начального состава войск.

Литературная обработка отчёта:
Президент Хофкригсрата
Фрейхер фон Либестул, фюрст зу Вохнунг.


Комментариев нет:

Отправить комментарий